Home

Поиск по сайту:
LOGO
 
Новости
Описание модели
Ремонт и ТО
Топливо и химия
Масла
Безопасность
За рулем
Покупка/продажа
Тюнинг
Шины, диски
Ссылки
Книги по ремонту
Главная страница
Поиск по сайту

  Про Opel ASTRA H:

Opel Astra H
Ремонт Astra H
Разное Astra H

Газовая аппаратура для легкового автомобиля

По материалам сайта:
http://www.abw.bу/
Сергей БОЯРСКИХ.

      Официальной классификации газового оборудования по поколениям не существует. Такое разделение для систем различного типа, имеющих по документации фирм-производителей довольно громоздкие собственные названия, было придумано установщиками для удобства общения между собой и с клиентами.
      Оно и впрямь удобно - называть ту или иную разновидность газовой аппаратуры системой второго, третьего либо четвертого поколения. Но поскольку это когда-то кем-то было придумано, то до сих пор между установщиками существуют разночтения, которую из систем к какому поколению отнести. Мне, например, однажды пришлось долго "догонять" руководителя одного установочного центра, пока я не догадался, что под оборудованием третьего и четвертого поколения он подразумевает отличающиеся способами дозирования и управления системы распределенного впрыска газа, которые другими установщиками однозначно именуются четвертым поколением. Соответственно, то, что в других центрах называли ГБО-2 и ГБО-3, в трактовке этого представителя установщиков считалось первым и вторым поколением. В дальнейшем, объясняя, в чем поколения конструктивно отличаются друг от друга, я буду следовать классификации, которой придерживаются большинство компаний-установщиков, и ставшей поэтому практически общепринятой. Но в общем-то я не против, чтобы, когда у отдельных специалистов найдутся возражения, заочно они поправляли меня согласно собственным взглядам.
газовый баллон на астре       Узлы газового оборудования размещают в багажном и моторном отделениях автомобиля. В салоне появляется только переключатель, который независимо от исполнения может использоваться в системах любого поколения. И по узлам, расположенным вплоть до газового клапана, отличий между аппаратурой разных поколений вы не обнаружите. Заправочное устройство, баллон для хранения сжиженного газа, представляющий собой емкость цилиндрической или тороидальной формы, мультиклапан, заправочный и расходный трубопроводы - все они одинаковы для любой газовой системы.
      За исключением мультиклапана функции всех перечисленных узлов автомобилистам понятны. А мультиклапан, расположенный на обечайке баллона, предназначен для того, чтобы отключать поступление газа в баллон при заправке, когда газ займет 80-85% объема баллона. Это необходимо, чтобы внутри всегда имелась паровая подушка, компенсирующая увеличение давления в баллоне с повышением температуры. Если давление становится критическим, мультиклапан и вовсе стравливает некоторое количество газа из баллона в атмосферу.
      Газовый клапан, перекрывающий подачу газа, когда мотор работает на бензине, к узлам, размещенным под капотом, где, собственно, он и сам находится, тоже одинаковый для всех поколений. Но после него начинаются различия. Редуктор-испаритель, идущий следующим в цепочке узлов, составляющих систему, для ГБО-2 и ГБО-3 по-прежнему одно и то же устройство, которое не только испаряет газ и понижает давление его паровой фазы до рабочей величины, но и обеспечивает его грубое первичное дозирование. Редуктор же четвертого поколения в дозировании никакого участия не принимает, а лишь поддерживает определенное давление в магистрали, подводящей газ к газовым форсункам. После редуктора конструктивное сходство систем второго-третьего поколений с ГБО-4 прерывается окончательно.
      Принципиальная особенность аппаратуры второго и третьего поколений заключается в том, что из редуктора газ поступает в смеситель, размещенный перед дроссельной заслонкой. Этот узел, опять-таки одинаковый для ГБО-2 и ГБО-3, за отдаленное сходство с конфоркой бытовой газовой плиты в народе называют горелкой. Но газ в смесителе, разумеется, не горит, а лишь перемешивается с воздухом, образуя рабочую смесь, которая затем по впускному тракту поступает в цилиндры двигателя. По сути, смеситель - это газовый карбюратор. А различаются системы второго и третьего поколений только способом регулировки качества смеси.
      В ГБО-2 регулирование подачи газа в смеситель осуществляется вручную. Дозатор представляет собой обычный краник, изменяющий при повороте проходное сечение. В третьем же поколении используется не ручной, а электронный дозатор, который регулирует подачу газа с помощью шагового электродвигателя. Управляется такой дозатор при помощи электронного блока, который ориентируется на информацию, поступающую от лямбда-зонда, датчика положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя. Отсюда различия в настройке и последующей работе на автомобиле систем второго и третьего поколения.
      ГБО-2 настраивается с помощью обычного прибора, определяющего содержание СО в выхлопных газах, вручную на холостых оборотах двигателя при статичном положении автомобиля. Для дозатора выбирается некое среднее положение крана, при котором мотор более-менее нормально работает на газе. Это положение при эксплуатации остается неизменным, и за необходимость в зависимости от условий езды обогатить или обеднить смесь отвечает редуктор.
      ГБО-3 настраивается в движении с помощью персонального компьютера. Для этого в автомобиль садятся водитель, лучше всего - сам автовладелец, и установщик с ноутбуком. В процессе езды в различных режимах с помощью ноутбука изменяются настройки блока управления дозатором. Коррективы вносятся также на основе ездовых ощущений водителя. Но самое главное в системах третьего поколения - активность дозатора во время работы двигателя. Шаговый двигатель постоянно, с быстродействием электроники изменяет подачу газа в зависимости от показаний датчиков. Поскольку работа блока управления электронным дозатором основывается на информации лямбда-зонда, оценивающего по эффективности сгорания качество горючей смеси, то системы третьего поколения не подвержены влиянию такого, например, фактора, как постепенное увеличение сопротивления воздушного фильтра по причине загрязнения, из-за чего уменьшается поступление воздуха в двигатель.
      В системах четвертого поколения газ из редуктора поступает не в смеситель, которого в ГБО-4 просто нет, а к газовым форсункам, представляющим собой электромагнитные клапаны, работающие по такому же принципу, как бензиновые инжекторы систем распределенного впрыска. И подают газ форсунки примерно в тот же район, куда впрыскивают бензин форсунки штатной системы питания. Для пользы дела форсунки хорошо было бы вообще располагать прямо на впускном коллекторе, но из-за их размеров это невозможно. Поэтому в коллекторе напротив впускных клапанов просверливаются отверстия для установки газовых жиклеров, с которыми форсунки связаны короткими трубками.
      Количество газа, подаваемого в цилиндры двигателя, определяется длительностью открытия форсунок. Сигналы же на включение-выключение форсунок формируются в электронном блоке управления ГБО-4. При этом сам газовый блок всего лишь обрабатывает сигналы, идущие от штатного компьютера двигателя, к которому он подключен. Другими словами, всю основную работу, как и при питании мотора бензином, выполняет бортовая электроника автомобиля, а блок ГБО-4 при помощи собственного программного обеспечения только пересчитывает параметры дозирования под использование газового топлива.
      Кроме этого в блоке ГБО-4 есть такая же память ошибок, как и в бензиновом процессоре. При обслуживании газовый блок подключают к диагностическому компьютеру, что позволяет узнать, что происходило с системой, какие в ней имеются неисправности и какие ошибки накопились в памяти. А процесс настройки ГБО-4 на конкретном автомобиле напоминает эту же процедуру для аппаратуры третьего поколения.
      Пятый элемент
      Интересно, к какому поколению установщики отнесут систему LPI, разработанную голландской фирмой Vialle, где газ впрыскивается не в газообразном, а сжиженном виде, и не во впускной коллектор, а непосредственно в цилиндры? При этом внутри баллона находится насос высокого давления. Неужели это и есть пятое поколение? Примечательно, что на нашем газе оно совершенно не работает. В Беларусь такие автомобили из-за границы уже пригоняли, и были случаи, когда хватало единственный раз заправиться в Бресте, чтобы до Минска автомобиль на газе уже не доехал.
      Но вниманию отечественных автомобилистов в установочных центрах предлагаются только системы, о конструкции которых рассказывалось выше. Об их применяемости, достоинствах и недостатках, проблемах установки и опасностях, которые подстерегают двигатель, когда тип аппаратуры не соответствует конструктивным особенностям того или иного силового агрегата, поговорим на следующей неделе.
      Согласно классификации, которой придерживаются большинство белорусских компаний-установщиков, газовое оборудование может быть второго, третьего или четвертого поколений

   


 

 

 

е-mail | домой | поиск
слом зданий и старых деревянных по выгодным.

Design By Vladimir Kuznetsov