|
Шины. Терминология, характеристики, эксплуатация, маркировка. |
Термины и назначения. |
Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобилей. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, на мокрых и снежных дорогах, улучшенные тормозные характеристики, заданную грузоподъемность; влияют на расход топлива и шумообразование. В комплект пневматических шин входят:
- покрышка;
- ездовая камера с вентилем;
- ободная лента ( для грузовых шин ).
Покрышка представляет собой торообразную упругую оболочку, непосредственно воспринимающую усилия, действующие при эксплуатации автомобиля, обеспечивает сцепление шины с дорогой. Покрышка состоит из каркаса, брекера, протектора, боковин, бортов.
Каркас - основа покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками.
Брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором, предназначенная для смягчения ударных нагрузок при движении.
Протектор - наружная резиновая беговая часть покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений.
Боковина - наружная резиновая деталь покрышки по боковой поверхности, предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений.
Борт - жесткая часть покрышки, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
Автомобильная (ездовая) камера - эластичная кольцеобразная резиновая трубка с вентилем для накачивания воздуха. Обеспечивает упругость шины, надежное крепление покрышки на ободе колеса.
Ободная лента - профилированное эластичное кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса, предохраняющее камеру от истирания во время движения автомобиля.
По типу конструкции различают диагональные и радиальные шины. В каркасе диагональных шин нити корда каркаса и брекера в смежных слоях перекрещиваются и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона от 45 до 60 гр.
В радиальных шинах нити корда в каркасе расположены по меридиану под углом, близким к 0 гр., а в брекерном поясе идут под углом не менее 65 гр., перекрещиваясь между собой в параллельных слоях. Брекер в основном изготавливается из металлокорда. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет сократить расход топлива.
По способу герметизации различают камерные и бескамерные шины. Камерная шина - шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой.
Бескамерная шина - шина, в которой герметизирующая полость образуется покрышкой и ободом колеса за счет герметизирующего слоя резины, обладающей повышенной газонепроницаемостью.
По конфигурации профиля поперечного сечения, в зависимости от соотношения высоты профиля (Н) к его ширине (В), подразделяются на шины обычного профиля, широкопрофильные, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные.
По эксплуатационному назначению шин рисунки протектора имеют следующую классификацию:
- Дорожный рисунок - Шашки или ребра, разделенные канавками. Шины с дорожным рисунком предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием.
- Универсальный рисунок - шашки или ребра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием.
- Рисунок повышенной проходимости - высокие грунтозацепы, разделенные выемками.
Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах.
- Зимний рисунок - это рисунок, где выступы имеют острые кромки.
Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения.
- Направленный рисунок - несимметричен относительно радиальной плоскости колеса.
Шины с таким рисунком применяются для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах.
- Карьерный рисунок - массивные выступы различной конфигурации, разделенные канавками.
|
Маркировка и обозначение шин. |
Шины выпускаемые в Европе маркируются в соответствии с
Евростандартом. В США - маркировка шин производиться в соответствии с требованиями
Транспортного управления. Маркировка шин по Евростандарту и по Американским требованиям во
многом соответствует, но есть и отличия. Рассмотрим маркировку по Евростандарту на
примере:
Товарный знак |
1 |
Trade mark |
Фирменное наименование |
2 |
Brand name |
Обозначение размера шины |
3 |
Size |
Обозначение модели шины |
4 |
Model |
Указание конструкции |
5 |
Design |
Индекс несущей способности |
6 |
Load index |
Камерная ( бескамерная) |
7 |
Tube type (tubeless) |
Дата изготовления |
8 |
Production date |
Знак официального утверждения |
9 |
official approval sign |
Указание давления |
10 |
Pressure |
Страна-изготовитель |
11 |
Manufacturing country |
Указание нормативного документа |
12 |
Standard |
Индекс скорости |
13 |
Speed index |
Например, 185/70 R14 означает:
185 - ширина профиля баллона,
70 - серия ширины (отношение высоты профиля к его ширине=70%),
чем меньше эта цифра, тем шире шина смотрится, тем «приземистее» и динамичнее автомобиль. Норма: 80,75,70.
R - радиальная.
14 - монтажный размер обода в дюймах.
Кроме того, может быть двухзначное число с латинской буквой, например, 78 Р
где: 78 - индекс
грузоподъемности, (допустимая общая грузоподъемность на одно колесо).
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
70 |
72 |
74 |
76 |
78 |
80 |
82 |
84 |
86 |
88 |
90 |
250 |
265 |
280 |
300 |
315 |
335 |
355 |
375 |
400 |
425 |
450 |
475 |
500 |
530 |
560 |
600 |
Приведены только четные индексы, для нечетных - среднеарифметическое двух соседних.
Р - категория скорости (максимальная скорость не более 150 км/час.)
I |
K |
L |
M |
N |
P |
Q |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
R |
S |
T |
H |
V |
VR |
ZR |
170 |
180 |
190 |
210 |
240 |
210-240 |
>240 |
Буква « Е» в кружочке - европейский стандарт безопасности,
« DOT» - американский.
Буквы « M+S» «грязь» (Mud) + «снег» (Snow) -зимние и универсальные шины.
« AW» -«любая погода» (Any weather) - всесезонные шины, то же самое « AS» - «все сезоны»(All Seasons).
Некоторые фирмы вместо букв используют символы-рисунки: солнце, дождь, снежинка.
Стрелка на боковине колеса означает направление вращения для дождевой резины, Если
будет вращаться в обратном направлении, то вода, вместо того, чтобы удаляться из под шины, будет под нее нагнетаться. Кроме всех этих на шине ставятся еще три цифры: неделя и год изготовления,
например « 529».Две первые цифры: 50 - пятьдесят вторая неделя, 9 - год выпуска (1999)
.
|
Рекомендации по эксплуатации шин. |
1. ЗАМЕНА КОЛЕС
Без
необходимости не следует заменять колеса,
поскольку из-за частого их откручивания и
закручивания (обычно без динамометрического
ключа, т.е. без обеспечения равномерного
затягивания гаек) может произойти
деформирование дисков колес. Рекомендуется
ездить до тех пор, пока передние колеса не
приблизятся к предельному износу.
Тогда
следует:
- поставить спереди две
новые покрышки или установить запасное колесо и
поставить одну новую покрышку;
- сзади поставить две
старые покрышки в хорошем состоянии (сохраняя
при этом то же самое направление вращения
покрышек), т. к. при смене покрышек
неблагоприятным оказывается смена направления,
поскольку они приспосабливаются к такой смене
после значительного начального износа.
ВНИМАНИЕ ! Момент затягивания болтов
крепления составляет 110Нм.
2. БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС
Колеса
серийного исполнения балансируются у
изготовителя. Балансировка необходима для того,
чтобы компенсировать неравномерное
распределение тяжести неоднородностей
материалов. Отсутствие балансировки со временем
приводит к повреждению подшипников колес, кроме
того может произойти раскачивание кузова. Прежде
всего это ощущается на рулевом колесе. Колеса
следует отдавать на балансировку через каждые
15000 км пробега и после каждого ремонта связанного
с покрышками, поскольку в результате износа и
замен, связанных с ремонтом, в покрышках по
другому распределяется вес.
3. ПРОВЕРКА ПРОФИЛЯ ШИН
Если колеса
сбалансированы, то при скрупулезном поддержании
рекомендуемого давления, правильной установке
геометрии колес и нормальной работе
амортизаторов шины колес изнашиваются почти
равномерно по всей поверхности рельефа. Тем не
менее указать срок службы покрышки не
представляется возможным, т. к. он зависит от ряда
факторов, а именно:
-
состояния дорожного покрытия;
-
давления в шинах;
-
манеры езды;
-
атмосферных условий.
Главными причинами
быстрого износа покрышек являются спортивная
езда, рывок с места и резкое торможение.
ВНИМАНИЕ ! Проверить, не имеет ли
рельеф разрезов и маленькой отверткой
установить глубину
разрезов. Если разрез проходит до основания, то
проникающая вода может вызвать коррозию
металлокорда. Вследствие этого иногда
происходит расслоение протектора и деформация
шины типа "восьмерки". Поэтому, при глубоких
порезах покрышки в целях безопасности ее следует
заменить.
ВНИМАНИЕ !
Инструкции требуют,
чтобы покрышки использовались только до того
момента, когда глубина рисунка протектора должна
составлять как минимум 1,6 мм. Тем не менее, с точки
зрения безопасности рекомендуется замена шин
уже при достижении глубины рисунка рельефа в 2 мм.
Если глубина рисунка
приближается к минимально допустимой, т.е. когда
на рельефе во многих местах индикатор износа
покрышек высотой 1,6 мм. показывает отсутствие
профиля, следует немедленно заменить шины.
РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ МИНИ-ЗАПАСНЫХ КОЛЕС
(мини-колес,
находящихся в а/м зарубежного производства типа
115/70R15, 105/70R14 и др.)
Если покрышка колеса повреждена, то колесо необходимо по возможности быстрее заменить на нормальное.
После установки запасного колеса должно быть немедленно проверено давление в шине, которое должно составлять 0,42 МПа (4,2 атм).
При установленном запасном колесе нельзя превышать скорость 80 км/ч.
Следует избегать ускорения с полным нажатием на педаль, резкого торможения и быстрой езды на поворотах.
Запасное колесо меньше нормального. Это приводит к уменьшению просвета под осью с этим колесом примерно на 30 мм. Чтобы предотвратить повреждение низко расположенных деталей автомобиля не следует переезжать через значительные преграды и впадины. Не следует также пользоваться автоматическими мойками, поскольку автомобиль может в них застрять.
Запасное колесо спроектировано специально для данного типа автомобиля, поэтому его нельзя использовать для автомобилей других типов.
С технической точки зрения на занимающем мало месте запасном колесе недопустимо использование цепей противоскольжения.
На диске этого колеса нельзя установить обычные покрышки и покрышки для снега.
Никогда нельзя одновременно устанавливать два запасных колеса с уменьшенными габаритами.
НЕНОРМАЛЬНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ ШИН
- Вид износа
|
- Причина
|
- 1. Сильный износ покрышки с
обеих сторон рабочей поверхности.
|
- Слишком низкое давление в
шине.
|
- 2. Большой износ покрышки в
середине рабочей поверхности по всему периметру.
|
- Слишком высокое давление в
шине.
|
- 3. Истирание в некоторых
местах боковой стороны профиля.
|
- Отсутствие статической и
динамической балансировки колес. Возможно
чрезмерное боковое биение диска, слишком большой
люфт в подшипниках колес или шарнирах рычагов
подвески.
|
- 4. Истирание в некоторых
местах середины рабочей поверхности.
|
- Отсутствие статической
балансировки колес. Возможно чрезмерное боковое
биение обода.
|
- 5. Сильный износ в отдельных
местах посередине протектора.
|
- Последствия блокирования
колес при внезапном торможении. Возможно,
тормозной барабан имеет овальную форму и при
блокировании колес всегда находится в одном и
том же положении.
|
- 6. Чешуйчато или
зубцеобразный износ профиля рабочей
поверхности. В предельном случае это связано с
разрывом основы каркаса, которая по прошествии
времени становится видна снаружи.
|
- Перегрузка автомобиля.
Проверить внутреннюю сторону покрышки на
предмет трещин.
|
- 7. Истрепаны боковые края
рисунка рабочей поверхности.
|
- Неправильная установка
колес. Шины трутся о дорожное покрытие. Если это
задние колеса, проверить состояние
амортизаторов (у переднеприводных автомобилей).
|
- 8. С одной стороны переднего
колеса образуются острые края.
|
- Неправильная установка
колес. Шины трутся о дорожное покрытие. Частая
езда по сильно разбитому дорожному покрытию.
Быстрая езда на поворотах.
|
- 9. Порвана основа каркаса.
Вначале это заметно только изнутри покрышки.
|
- Езда по острым камням,
рельсовым стыкам с большой скоростью.
|
|
Как выбирать? |
- Ухватить пальцами отросточек облоя, резко его
потянуть и отпустить. Если материал качественный, то такой
отросточек должен вытягиваться минимум на 2-2,5 своей первоначальной длины и возвращаться к
исходному размеру не дольше, чем за одну секунду.
- Провести пальцами по внутренней герметичной поверхности шины и потереть их друг об друга.
Если талька не ощущается, то такие колеса лучше не покупать.
- Проверить дату выпуска.
- На боковине должен быть штамп ОТК светлой краской. Если же на ней есть еще и такие же
светлые точки - промежуточный контроль, то это еще лучше.
- Через увеличительное стекло просмотреть то
место покрышки, которым она сажается на обод, на
предмет микроскопических остатков краски.
Если обнаружатся остатки краски красного
цвета , то на Западе она была уценена из класса «А»
до класса «В» из-за косметических дефектов. В
общем-то ее покупать можно, она даже сохраняет
гарантию.
Если - желтой, то это уже класс
«С»: нарушение состава каучуковой смеси,
гарантии не подлежит, покупать не следует.
Ну а если зеленая краска, то
класс «D» - внутренние дефекты. Не покупать ни в коем случае.
(Наши коммерсанты по дешевке покупают уцененную резину и смывают краску)
|
|
|
|
|