Зимой рабочие
процессы в дизеле заметно осложняются. Более вязкое из-за низкой температуры
топливо хуже распыляется через форсунку, а распыленное тут же «оседает» в виде
росы на стенках камеры сгорания. Испарение его со стенок затруднено вследствие
низкой температуры. Стылый воздух, поступая в цилиндры, только усугубляет
положение, а ведь его температура в конце сжатия должна быть выше температуры
самовоспламенения дизельного топлива. Сюда следует добавить и загустевшее масло,
возросшее сопротивление которого приходится преодолевать при пуске.
Вот почему для уверенного запуска
дизеля в зимнее стартер и аккумулятор должны развивать
мощность, достаточную для того, чтобы заставить коленчатый вал «толкать» поршни
с большой частотой, а дизельное топливо не должно превращаться в «кисель» и
кристаллизоваться при низких температурах.
Подготовки дизеля к
эксплуатации в зимний период.
Дизели из-за значительных степеней сжатия и
более высоких, чем у бензиновых двигателей, пусковых оборотов требуют наличия у
аккумулятора повышенной мощности (заметьте, о емкости речь не идет), которая
характеризуется величиной пускового тока. В результате в зимних условиях не
рекомендуется использовать аккумуляторы с пусковым током ниже 320 А на дизелях,
хотя на бензиновых двигателях АКБ с меньшими пусковыми токами проблем не
создают. Проблемы могут возникнуть с аккумулятором, который прослужил на дизеле
более 3 лет. Интересно, что стоит переставить его на бензиновый двигатель, как
все становится на свои места. Такие казусы также следует учитывать.
Обязательно нужно проверить уровень электролита. Летом это как-то
забывается, а иногда оказывается, что в аккумуляторе сухо, как в пересохшем
колодце.
Особое внимание следует уделять
выводным клеммам АКБ и стартера, а также наконечникам проводов, которые
обязательно нужно очистить от окисления. При низких температурах емкость
аккумуляторной батареи по естественным причинам значительно снижается, к этому
добавляются высокие переходные сопротивления в электрических цепях. Не помешает
покрыть клеммы слоем пластичной смазки, чтобы как-то защитить их от действия
соли, которой много на дорогах зимой.
В системе питания следует слить отстой
из фильтра и топливного бака.
Если дизель летом работал с «дымком»,
есть смысл проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска
топлива. Сбой этого параметра может сильно затруднить запуск холодного мотора.
Самостоятельно регулировать угол впрыска не следует,
лучше обратиться на станцию техобслуживания.
Для автомобилей с пробегом свыше 100
000 км зимний запуск может сильно осложнить недостаточная компрессия в цилиндрах
дизеля. «Виноваты» в этом, как правило, изношенные поршневые кольца и гильзы
цилиндров. Но что тут скажешь, если владельцы откладывают ремонт поршневой
группы до последнего момента. В наших широтах использование всесезонных
моторных масел не создает сложностей в работе дизеля. Желание «облегчить жизнь»
стартеру и аккумулятору применением масел с пониженной вязкостью по SAE 10W-30
возражений не вызывает. Однако масла 5W-30 хороши, пожалуй, для Сибири, но не
для нашего умеренного морозца.
Настоящие испытания для дизеля начинаются,
когда на улице мороз ниже - 25 °С. Подумайте, может быть,
лучше оставить «четырехколесного друга» на время в покое, а на работу добраться
троллейбусом. Не помешает снять батарею и занести ее в теплое помещение. В
противном случае емкости аккумулятора для полноценного запуска утром может не
хватить.
Запуск дизеля путем буксировки автомобиля.
Инструкции по эксплуатации
запрещают запускать дизель с буксира, но ведь всегда найдется сомневающийся.
Дескать, колхозные трактористы могут тащить друг друга «на веревке» и ничего.
Однако не стоит забывать, что на их технике в приводе газораспределения стоят
мощные шестерни, не чета хлипкому ремню легкового дизеля. На заснеженной или
обледенелой дороге колеса легко проскальзывают, добавьте сюда замерзшее масло в
моторе, коробке передач и так далее. В результате, когда буксировщик разгоняется
и на буксируемом автомобиле начинают отпускать сцепление, чтобы с помощью
трансмиссии провернуть коленвал, рывков не избежать. В таких условиях ремень
газораспределения может перескочить через несколько зубьев, а то и вообще
порваться.
И все-таки, если только плох стартер или слаб аккумулятор, запуск с
буксира возможен. Конечно, аккумулятору должно хватить сил, чтобы включить
электромагнитный клапан подачи топлива на топливном насосе и «заставить
поработать» свечи накаливания и подогрев топливного фильтра. В противном случае
про буксир забудьте. Не помешает также подогреть масло в картере, хотя бы с
помощью паяльной лампы.
Вообще говоря, зимой проявляются все «болезни» дизеля, которые летом не заметны.