|
Эффект аквапланирования.
Cуть эффекта аквапланирования состоит в образовании водяного клина между колесами и поверхностью дороги: вода не успевает уходить из-под протектора, под ним образуется пленка, по которой автомобиль и начинает скользить, как по льду. Шина как бы всплывает на поверхность этой пленки. Как следует из многочисленных исследований, уже после 70 км/ч в начале всплывания (оно зависит от качества шины, глубины протектора, высоты воды, нагрузки) шина испытывает снижение величины трения, достигающее критической отметки. Сцепление с дорогой в этот момент практически отсутствует. Всплывая, шина уже не в состоянии нормально переносить поперечные и продольные силы. Так как критическая скорость всплывания зависит от многих факторов, ее практически невозможно подсчитать, и она тем опасней, чем выше скорость автомобиля.
Сцепление колеса с мокрым асфальтом в 2 раза меньше чем с сухой поверхностью. А что говорить о сцеплении с ледяной коркой, оно на несколько порядков ниже. При аквапланировании контакт протектора с дорогой отсутствует вовсе! Колесо скользит по водяной глади, при этом мало обращая внимание на реакцию водителя. То есть машина не управляется вовсе. Так почему же возникает эффект аквапланирования?
При движении автомобиля по дороге покрытой слоем воды каждая покрышка выдавливает воду из пятна контакта, образуя перед собой водяной клин. Усилие необходимое для выдавливания этого клина может находиться в пределах от 30 до 50 кг. в зависимости от толщины водяной пленки на дороге, рисунка протектора, ширины колеса и скорости движения автомобиля.
В некоторый момент времени, когда колеса не в состоянии быстро освобождать зону контакта от воды, водяной вал превратится в мощный водяной клин и автомобиль "всплывает". Нажатие педали тормоза, ожидаемого эффекта не принесет, а иногда может и ухудшить ситуацию. Машина перестает адекватно реагировать на повороты руля.
Справится с проблемой аквапланирования помогают шины, с глубокой центральной канавкой и прорезями "навылет". Большим противодействием аквапланированию обладают шины с "елочным" рисунком протектора. Однако следует заметить, что у "елочных" шин при неправильном монтаже (вращение в противоположную сторону) свойства сопротивления аквапланированию исчезают и колесо наоборот становится склонным к "взлету".
Прекратить аквапланирование гораздо легче, чем остановить, поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать всех, не летайте по лужам.
|
|
|
|
|