Проблема выбора моторного масла - это реально существующая, настоящая проблема. Полки автомагазинов буквально "ломятся" от разнообразия продукции различных производителей. Чем же руководствоваться при выборе?
Остановимся на общих моментах:
-
Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.
-
Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно , то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:
класс вязкости по SAE
класс качества по ACEA (CCMC) или API
минеральное или синтетическое масло и т.д.
-
Ну и конечно, Вы должны будете выбрать фирму с безупречной репутацией, качеству продукции которой вы абсолютно доверяете.
Моторные масла разделяют на два основных вида - минеральные и синтетические.
Вязкость минеральных масел, получаемых из нефти, сильно зависит от температуры,
поэтому они требуют присадок, которые быстро разрушаются из-за высоких
механических и тепловых нагрузок, сокращая срок службы масла. Синтетические
масла были созданы для авиационных и гоночных моторов. Их получают путем
химического синтеза, чем достигается высокая однородность и стабильность свойств.
Такие масла остаются более жидкими на морозе и более густыми в жару, чем
минеральными. Это свойство позволяет снизить износ деталей и потери на трение,
что экономит топливо. Кроме того, синтетическое масло меньше сгорает в двигателе
и служит дольше, образовывая мало отложений. Единственный недостаток - высокая
цена.
Любое
моторное масло состоит из «основы» (базового масла) и растворенного в нем пакета
присадок. Основа по роду исходного сырья может быть либо нефтяной (минеральной),
либо синтетической. При прямой перегонке мазута из него выделяются масляные
фракции с низкой вязкостью. Такие минеральные основы называются дистиллятными. «Основы»
повышенной вязкости получают из гудрона и полугудрона. Эти масла называются
остаточными. Для получения базового масла с заданным уровнем вязкости
дистиллятные и остаточные основы смешивают в определенных пропорциях.
Сейчас все большее распространение получают масла на синтетической основе —
диэфирные, полиалкиленгликолевые, фторуглеродные, силиконовые и другие. Они
выполняют те же функции, что и минеральные, но делают это на более качественном
уровне. У синтетических масел более низкая, чем у минеральных, температура
застывания (до –60C) и очень высокий индекс вязкости.
«Синтетика» при температурах свыше 100C не становится слишком
текучей. Благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не
разрушается в экстремальных тепловых режимах.
К прочим достоинствам синтетических масел относят малую
склонность к образованию нагаров и лаков (прозрачных и очень прочных
малорастворимых отложений). Кроме того, синтетические смазки мало, по сравнению
с минеральными, испаряются и угорают во время работы двигателя. Синтетика
требует минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее
сорта не требуют таких добавок вообще.
Все эти свойства синтетических масел способствуют
снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей.
Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных смазок в пять и более раз —
существует «синтетика», которую можно менять через 50 тыс. км пробега.
Одно плохо в синтетических маслах — они в три—пять
раз дороже минеральных. Из-за этого производители масел выпускают
полусинтетические масла. Для этого в минеральное масло вводят 25—50% синтетики.
И по своим качествам, и по цене полусинтетика находится между синтетикой и
минеральными маслами. Где именно — зависит от количества синтетической
составляющей. Современные двигатели таковы, что применение масел, не содержащих
никаких присадок вообще, для них смерти подобно. По этой причине все современные
моторные масла содержат в своем составе пакет присадок, объемная доля которого
может достигать 20%.